Игра "Что за птичка-невеличка?"
Если ребенку 3 годаПредложите малышу поиграть в птичку. А какая птица без крыльев? Чего проще - вырежьте из цветной бумаги два крыла (разных цветов, причем, бумага должна быть с одной стороны белая, с другой - цветная). Ребенок берет крылья и изображает полет птицы, но тут дует сильный ветер и одно перышко (одно крыло) падает на пол (ребенок отпускает его). Теперь задача малыша посмотреть и быстро назвать цвет упавшего крыла. Не думайте, что это легко, ведь перышко может упасть и белой стороной вверх. А вспомнит ли малыш этот цвет? При желании можно сделать крылья различных цветов. А что если склеить кубик, каждая грань которого будет разного цвета? Катая его по полу, можно просить малыша быстро называть цвет той грани, которая оказывается наверху.
Игры "Сосчитай пятнышки"
Нарисовать рисунок: дерево, на ветках которого сидят гусеницы, бабочки, цветочки, божьи коровки. У всех есть кружочки-пятнышки, количеством от 1 до 4. Всего 16 картинок с пятнышками. Делаются карточки с числами от 1 до 4 (по 3 на каждое число).
Правила игры:
В эту игру играют втроем, у каждого игрока по 10 фишек. Перемешайте карточки и положите их на стол лицом вниз. Делая ходы по очереди, игроки ставят свои фишки на картинку с соответствующим числом пятнышек. Если игрок не может найти картинку, то он пропускает ход. Игра заканчивается, когда все пятнышки закрыты фишками. Фишки можно сделать из цветной бумаги (кружочки или квадратики).
Игры на различие цвета
Берем цветной картон, режем на полоски (4-5 см) и для них кружочки этого же цвета (диаметром 3-4 см), вместе с ребенком раскладываем на полосочки, сохраняя один цвет. Можно сделать не только кружочки, но и квадратики, треугольнички. Вторая ступень этой игры: вырезается из одного цвета, например, желтого по контуру конфета, лимон, бантик и т.д. Где-то лучше сделать три цвета (категории). Подготовить листы цветного картона этих же цветов и также раскладывать по цвету.
Игра "Разрезные картинки"
На картоне рисуются простые картинки овощей, фруктов, животных, предметов, людей и т.д., размером с ладошку и меньше (в зависимости от возраста ребенка). Картинки разрезается на две части. Только не на левую-правую, а нижнюю - верхнюю, так как ребеночку еще тяжело осмыслить правый глаз - левый глаз, а лучше голова - вверху, ноги - внизу и т.д. Задача - сложить две половинки. Потом, можно брать картинки побольше, например, 10х10 см и разрезать на 4 квадратика, так как пазлы, которые продаются, сложноваты для маленьких.
Игра по совету Марии Монтессори
Если ребенку от 3 до 5 летИгра несколько напоминает известные рамки Марии Монтессори. Из листа цветной бумаги вы вырезаете в центре любую геометрическую фигуру. Например, из красного листа - круг, из зеленого - треугольник, из синего - ромб. Сначала ребенок должен подобрать к каждому отверстию соответствующую по цвету и форме фигуру. Постепенно добавляете новые разноцветные фигуры. Малышу надо подобрать и вставить в рамку фигуру соответствующей формы, но другого цвета. Главное - не забудьте назвать фигуру и ее цвет.
Игра "Справа, слева, вверх и вниз"
Если ребенку 5 летЭту игру предлагают французские преподаватели для использования в детском саду. Но играть в нее можно и дома. Заключается она в следующем: перед малышом кладут полоски, на которых изображены геометрические фигуры. У ребенка также имеется набор карточек (отдельно изображенных фигур). Мама просит найти полоску, на которой круг расположен выше всех фигур, квадрат ниже треугольника, треугольник под кругом. Ребенок должен выложить названное из отдельных карточек, сравнить с полосками и выбрать правильную. Полоски можно расположить горизонтально и тогда потренироваться в умении различать понятия "справа от...", "слева от...". Если малыш легко находит полоску, называемую вами, окрасьте фигуры в различные цвета. Теперь в характеристике полоски появятся названия цветов. А если еще изменить размеры (сделать фигуры большими, средними и маленькими)? Кроме того, можно вместо фигур использовать разноцветные буквы и цифры. Играя в полоски с фигурами (а их число в полоске можно увеличивать до 5-7), малыш не только запомнит цвета и названия фигур, но и научится ориентироваться в пространстве, разовьет слуховую, зрительную память, наблюдательность, что, несомненно, пригодится ему в школе.